По датам

2012

2013

2014

2015

2016

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Архангельского обл. Собрания депутатов от 25.03.2015 N 758 "О законодательной инициативе Архангельского областного Собрания депутатов по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11.2 федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"



АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
шестого созыва (пятнадцатая сессия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. № 758

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО
СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и подпунктом "ц" пункта 2 статьи 23 Устава Архангельской области областное Собрание депутатов постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
2. Поручить представление указанного проекта федерального закона при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации директору правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Андреечеву Игорю Сергеевичу.
3. Направить проект федерального закона членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области и рекомендовать им поддержать проект федерального закона.
4. Направить проект федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Архангельского областного Собрания депутатов.

Председатель областного
Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ





Вносится Архангельским
областным Собранием депутатов

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"

Статья 1

Внести в часть 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2012, № 31, ст. 4322) следующие изменения:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы;
г) признание жалобы необоснованной (решения и действия (бездействие) признаны законными, отсутствует нарушение прав заявителя);";
2) дополнить пунктами 3 - 7 следующего содержания:
"3) не дает ответ на жалобу в случае, если в жалобе не указаны фамилия заявителя - физического лица либо наименование заявителя - юридического лица, направившего жалобу, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
4) оставляет жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщает заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом, если в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
5) сообщает заявителю, что текст жалобы не поддается прочтению, и не дает ответ на жалобу заявителю, если жалоба не поддается прочтению;
6) принимает решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по конкретному вопросу, уведомляет гражданина об этом, если ранее жалобы заявителя направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу, по ним заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу и в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
7) сообщает заявителю о невозможности дать ответ по существу жалобы, если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН

Москва, Кремль
_________ года
№ ___________





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 11.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - законопроект) направлен на совершенствование порядка рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, должностных лиц таких органов, государственных или муниципальных служащих и предусматривает внесение изменений в статью 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).
Статьями 5, 11.1 и 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ гарантировано право физических и юридических лиц (далее - заявители) на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных или муниципальных услуг, в том числе определены:
требования, предъявляемые к содержанию таких жалоб;
исчерпывающий перечень решений, которые должны быть приняты органом, предоставляющим государственную или муниципальную услугу, по результатам рассмотрения жалобы (удовлетворить жалобу или отказать в удовлетворении жалобы).
При этом частями 3 и 4 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что:
порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации;
особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), определяющей общий порядок рассмотрения жалоб граждан, предусмотрено право государственных органов и органов местного самоуправления:
не давать ответ заявителю (если в жалобе не указаны фамилия гражданина, направившего жалобу, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ);
оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом (если в письменной жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи);
сообщить заявителю, что жалоба не поддается прочтению, и не давать ответ на жалобу заявителю (если жалоба не поддается прочтению);
принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по конкретному вопросу и уведомить гражданина об этом (если ранее жалобы направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу, по ним заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу и в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства);
сообщить заявителю о невозможности дать ответ по существу жалобы (если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну).
Вместе с тем системный анализ части 2 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ и части 10 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ позволяет сделать вывод, что общий порядок рассмотрения обращений граждан (в том числе возможные варианты решений, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления по результатам рассмотрения жалоб) не распространяется на порядок досудебного (внесудебного) рассмотрения жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Таким образом, даже при наличии обстоятельств, указанных в статье 11 Федерального закона № 59-ФЗ, государственный орган или орган местного самоуправления обязан удовлетворить жалобу или отказать в удовлетворении жалобы заявителя в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг и не вправе принять иные решения, предусмотренные в статье 11 Федерального закона № 59-ФЗ.
Данный вывод подтверждается материалами судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2013 года № 1-АПГ13-11 оставлено без изменения решение Архангельского областного суда от 10 сентября 2013 года по делу № 3-46, которым удовлетворено заявление о признании недействующими пунктов 22 и 64 административного регламента предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее - административный регламент № 34-у), утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 19 марта 2012 года № 34-у.
Пунктом 64 административного регламента № 34-у в редакции, которая рассматривалась в судебных инстанциях, предусматривалось, что должностное лицо, рассматривающее жалобу, оставляет жалобу без ответа в следующих случаях:
наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Основанием такого правового регулирования на дату рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации приведенного спора послужили часть 4 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ, пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 года № 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (далее - постановление № 840) и пункт 21 Правил, утвержденных постановлением № 840, согласно которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть следующие случаи, когда уполномоченный орган вправе оставить жалобу без рассмотрения:
наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Вместе с тем при рассмотрении заявленного спора Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что ссылка на приведенные положения законодательства Российской Федерации как на основания для принятия пункта 64 административного регламента № 34-у в представленной редакции не может считаться законной, поскольку постановление № 840 не может иметь большую юридическую силу, чем Федеральный закон № 59-ФЗ.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № АКПИ13-211 указано, что, поскольку порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, регламентирован Федеральным законом № 210-ФЗ (часть 10 статьи 11.2), порядок рассмотрения обращений граждан, установленный Федеральным законом № 59-ФЗ, не распространяется на порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2014 года № 45-АПГ14-5 также указывается, что суд первой инстанции, рассматривая заявленные прокурором Свердловской области требования о признании недействующими положений Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 16 ноября 2011 года № 1576-ПП), допускающего приостановление рассмотрения жалобы в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, ошибочно применил Федеральный закон № 59-ФЗ, не подлежащий применению к спорному правоотношению в силу прямого указания в части 10 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ.
Таким образом, несмотря на предоставленное Правительству Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований право устанавливать порядок подачи и рассмотрения (особенности подачи и рассмотрения) жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг, указанные органы, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, не наделены полномочиями по принятию решений по поступившим жалобам, отличных от установленных частью 7 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ.
При этом Федеральным законом № 210-ФЗ не предусмотрено право государственного или муниципального органа, в адрес которых поступила жалоба, не давать ответ на жалобу, возвратить жалобу заявителю либо оставить жалобу без ответа при наличии оснований, указанных в статье 11 Федерального закона № 59-ФЗ, что свидетельствует о необоснованном установлении различных правовых последствий при рассмотрении жалоб граждан, имеющих единую правовую природу и преследующих единую цель - восстановление или защиту нарушенных прав или законных интересов граждан (юридических лиц).
Таким образом, для установления единообразных подходов к рассмотрению жалоб заявителей как в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ, так и Федеральным законом № 210-ФЗ законопроектом предлагается внести в статью 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ изменения, позволяющие государственным или муниципальным органам, в адрес которых поступила жалоба в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг:
установить основания для принятия решения об отказе в удовлетворении жалобы, в том числе в случае признания жалобы необоснованной (решения и действия (бездействие) признаны законными, отсутствует нарушение прав заявителя);
не давать ответ на жалобу;
оставлять жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов;
сообщать заявителю, что текст жалобы не поддается прочтению, или не давать ответ на жалобу заявителю, если жалоба не поддается прочтению;
принимать решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по конкретному вопросу;
сообщать заявителю о невозможности дать ответ по существу жалобы, если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Предлагаемые изменения позволят устранить имеющийся в законодательстве Российской Федерации пробел в правовом регулировании отношений, связанных с рассмотрением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги.

Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 11.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.

Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ





ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11.2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" потребует внесения изменений в:
постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 года № 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее должностных лиц";
разделы административных регламентов предоставления исполнительными органами государственной власти Российской Федерации государственных услуг, посвященные досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, а также их должностных лиц, государственных служащих.

Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ


------------------------------------------------------------------