Постановление Архангельского обл. Собрания депутатов от 21.10.2015 N 1026 "О законодательной инициативе Архангельского областного Собрания депутатов по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 10 федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"
АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
шестого созыва (двадцатая сессия)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2015 г. № 1026
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО
СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 46 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и подпунктом "ц" пункта 2 статьи 23 Устава Архангельской области областное Собрание депутатов постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации".
2. Поручить представление указанного проекта федерального закона при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации председателю комитета Архангельского областного Собрания депутатов по экономической политике и предпринимательству Казаринову Виктору Евгеньевичу и уполномоченному при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Евменову Николаю Викторовичу.
3. Направить проект федерального закона членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области и рекомендовать им поддержать проект федерального закона.
4. Направить проект федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Архангельского областного Собрания депутатов.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областного
Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ
Вносится Архангельским
областным Собранием депутатов
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 46 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1
Внести в часть 1 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2013, № 27, ст. 3468) изменение, дополнив ее после слов "группами граждан," словами "уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации,".
Статья 2
Внести в часть 3 статьи 10 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 19, ст. 2305) изменение, дополнив ее пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) вносить в порядке правотворческой инициативы в представительные органы местного самоуправления проекты нормативных правовых актов в рамках своей компетенции;".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
Москва, Кремль
______ 2015 года
№ ____
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 46 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ
ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" разработан в целях наделения уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте РФ) правом вносить в порядке правотворческой инициативы в представительные органы местного самоуправления проекты нормативных правовых актов.
В настоящее время в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 78-ФЗ) более чем в 80 субъектах Российской Федерации учреждена должность уполномоченного по защите прав предпринимателей.
На основании части 3 статьи 10 Федерального закона № 78-ФЗ при осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте РФ вправе направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного в субъекте РФ.
В связи с этим указанное право закреплено в законодательстве более чем 80 субъектов Российской Федерации.
Статьей 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Таким образом, законодательством Российской Федерации возможность обращения с законодательной инициативой в орган местного самоуправления иных субъектов - не названных в федеральном законе - предусмотрена, но только в случае, если это установлено уставом муниципального образования.
Реализация этого права имеет большое значение для уполномоченных в субъектах РФ. Наделенные правотворческой инициативой уполномоченные в субъектах РФ могут самостоятельно направлять в органы местного самоуправления проекты нормативных правовых актов.
В ситуации, когда отсутствует законодательное закрепление указанного права, уполномоченные в субъектах РФ вынуждены обращаться в органы местного самоуправления с просьбами о наделении их таким правом. Однако позиция о необходимости наделения уполномоченных в субъектах РФ правотворческой инициативой далеко не всегда находит понимание и поддержку у органов местного самоуправления.
Вместе с тем практика двухлетней работы уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей показывает, что нарушения прав предпринимателей в большинстве случаев имеют место именно в сфере их взаимодействия с органами местного самоуправления.
Наиболее часто происходят нарушения, связанные с установлением незаконных ограничений деятельности субъектов предпринимательской деятельности, созданием различных административных барьеров, изданием органами местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права предпринимателей либо касающихся незаконного вмешательства в их деятельность. В качестве примеров нарушений прав предпринимателей можно привести следующие:
- статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют порядок выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо сроков получения указанных документов, правовое регулирование данного вопроса осуществляется муниципальными правовыми актами. Кроме того, органы местного самоуправления вправе установить предельные параметры площадей земельных участков, в соответствии с которыми не допускается строительство на земельных участках, если их площадь менее установленной правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. Складывается ситуация, когда развитие предпринимательства может быть сдержано или ограничено (а на практике действительно сдерживается и ограничивается) муниципальными правовыми актами;
- к полномочиям органов местного самоуправления отнесено регулирование вопросов нестационарной торговли. Органы местного самоуправления разрабатывают и принимают схемы размещения нестационарных торговых объектов без учета мнения предпринимателей, тем самым создавая препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Действительно, часто складывается ситуация, когда органы местного самоуправления не выявляют проблемы бизнеса, возникающие на территории муниципального образования, не принимают программы по развитию и поддержке предпринимательской деятельности.
Как показывает практика, случаи нарушений прав предпринимателей органами местного самоуправления встречаются регулярно, хотя очевидно, что как раз органы местного самоуправления и должны быть заинтересованы в развитии предпринимательства, увеличении числа занятых граждан и поступлений денежных средств в местный бюджет от большего числа субъектов предпринимательской деятельности.
В связи с этим следует отметить, что законодательное предложение о наделении уполномоченных в субъектах РФ правом вносить в порядке правотворческой инициативы в представительные органы местного самоуправления проекты нормативных правовых актов позволит своевременно предотвращать нарушения прав предпринимателей, которые отрицательным образом сказываются на развитии предпринимательской сферы в целом и являются причиной многочисленных жалоб со стороны предпринимателей.
Предлагаемые изменения в законодательство Российской Федерации получили поддержку у уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, а именно: в Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Пермском, Приморском, Хабаровском краях; Волгоградской, Иркутской, Липецкой, Новосибирской, Орловской, Самарской, Сахалинской, Ульяновской, Ярославской областях; Еврейской автономной области; Республиках Адыгея, Дагестан, Коми, Тыва, Чеченской и Кабардино-Балкарской Республиках, а также в Ненецком автономном округе.
На основании изложенного с целью наделения уполномоченных в субъектах РФ правом вносить в порядке правотворческой инициативы в представительные органы местного самоуправления проекты нормативных правовых актов предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации. Это позволит уполномоченным в субъектах РФ самостоятельно инициировать изменения законодательства в сфере защиты прав предпринимателей на муниципальном уровне и повысить оперативность принятия общественно значимых решений в сфере защиты интересов предпринимательского сообщества.
Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 46 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ
ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 46
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЮ 10
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ
------------------------------------------------------------------